Порядок обучения для детей по Хафец Хаиму

Дата: | версия для печати версия для печати
1254
порядок обучения

Отрывок из письма великого Хафец Хаима, посвященного проблемам современного воспитания и обучения детей Торе.

И чтобы подробно объяснить все это (правильность пути истинного и справедливого с одной стороны, а с другой – ущерб, который несут в себе пути новые и извращенные) величайшие мудрецы поколения составили особый сборник «Путь Торы». Пусть же многие увидят – и задумаются, и исправят все как должно. А мы приводим также и здесь порядок правильной учебы и воспитания в надежде, что все добропорядочные люди в Израиле, и каждый человек, в сердце которого живет страх перед Всевышним, не свернут с дороги, которую мы им наметили, и в заслугу обучения Торе сыновей наших, в заслугу слов Торы, сходящих с уст маленьких детей, удостоимся мы увидеть их достойными евреями, верными Всевышнему и Торе Его, Царю нашему, да вознесена будет слава Его! И удостоимся увидеть возвышение силы Израиля с приходом Освободителя – вскоре, в наши дни. Амен!

Вот порядок обучения, установленный для организации правильного процесса обучения и воспитания, с согласия всех великих мудрецов Израиля, как обязывает нас сказанное в Талмуде и мудрецами прежних поколений.

1) Каждый еврей обязан обучать своего сына пяти книгам Торы с верным разъяснением прямого смысла стихов, с комментариями Раши и других мудрецов прежних поколений, согласно тому, что принято по традиции нашими мудрецами.

Так, чтобы по мере роста сына ум и сердце его проникались верой и стремлением идти путями Торы, чтобы развились в нем добрые качества и страх перед Б-гом и Царем, вытекающие из Торы. [Ведь комментарии Раши и других мудрецов объясняют Тору, Пророков и Писания таким путем, который приводит ученика к изучению устной Торы, то есть к тому, о чем мы молимся каждый день в благословении «Любовью великой» (перед чтением «Шма, Исраэль»): «…И дай сердцам нашим понимание, чтобы понимать и постигать (слова Торы), внимать им, учить и обучать, хранить, исполнять и воплощать с любовью все, о чем мы учим в Торе Твоей»]. Рамбам в Законах основ Торы (4:13) называет (знание устной Торы) «хлебом и мясом», имея в виду знания о запрещенном и разрешенном и подобное этому из других заповедей – то, что нужно человеку прежде всего, и благодаря чему он ведет разумную и сознательную жизнь по Торе. И это – большое благо, дарованное ему Всевышним ради заселения этого мира, чтобы получить в наследие жизнь мира будущего, – так говорит Рамбам. Как замечателен удел того, кто удостоится привести сыновей своих к изучению Гемары и вести их от успеха к успеху! Однако в любом случае каждый отец должен осознать необходимость обучить сына всем пяти книгам Торы с комментарием Раши, а не отдельным стихам или темам.

2) Нужно искать преподавателей, известных своим профессиональным мастерством и богобоязненностью, тщательно исполняющих заповеди и указания мудрецов Торы.

Отцы должны быть уверены, что те воспитают их сыновей любящими Тору и богобоязненными, высоконравственными и с хорошими душевными качествами, любящими Царя и его законы. А также что они позаботятся приучить их сыновей стоять подобающим образом на страже заповедей и обычаев, – например, в благословениях на еду, питье и т.д., равно как в том, чтобы отвечать, как надлежит, на кадиш: Йеи шмей раба…, и в молитве, и в омовении рук и т. п. – так, чтобы привычка к исполнению заповедей Всевышнего, воспитанная в детстве, стала частью натуры, и чтобы, даже состарившись, человек не отступал от нее, как сказано: «Воспитывай юношу сообразно пути его, – и даже в старости он не свернет с него» (Мишлей, 22:6).

3) Так же, как каждый еврей обязан установить себе часы для изучения Торы, вовремя читать «Шма, Исраэль» и участвовать в общественной молитве, исполнять все заповеди, возлагаемые как на отдельного человека, так и на общину, – точно так и еще больше он обязан уделять время тому, чтобы следить и надзирать за воспитанием своих сыновей, заботясь, чтобы они получали воспитание на путях, которыми шли отцы наши издревле.

Именно это всегда хранило нас и нашу Тору, чтобы не забылась она в Израиле. И ныне, когда из-за многих наших грехов множатся препятствия и воздвигающие их, – еще более, чем раньше, лежит на отцах обязанность остерегаться педагога негодного и недостойного и путей учебы, несовместимых с путями Торы. И долг всех, кто боится Б-га, советоваться друг с другом о том, как надлежащим образом следить и контролировать, чтобы выбирать преподавателей многоопытных, с хорошими душевными качествами, чтобы они знали и понимали, что страх перед Небесами – это первое и главное, что следует насаждать в душе ребенка вместе с Торой, которую они ему преподают, и что только таким путем можно удостоиться того, чтобы об их детях сказали: «Израиль, которым Я украшусь» (Йешаяу, 49:3).

4) Также и матерям, и всем людям следует хорошо разъяснять все, о чем сказано выше, – что от правильного еврейского воспитания зависит, будут ли их потомки настоящими евреями.

Заповедь, возлагаемая на выступающих перед публикой, – разъяснять слушателям жизненную необходимость родительского надзора над воспитанием их сыновей именно там, где они изучают Тору, чтобы обучение проходило сообразно путям, которыми следовали наши отцы во все времена. И заслуга этой заповеди – «И повторяй их (слова Торы) сыновьям твоим» – станет защитой для всех, кто наставляет сыновей своих на путь Торы. И осуществится для них сказанное: «И все сыновья твои будут учениками Г-спода, и велико будет благоденствие сынов твоих» (Йешаяу, 54:13), и «Велико благоденствие любящих Тору Твою, и нет им препятствий. Уповал я на помощь Твою, Г-споди, и заповеди Твои исполнял» (Теилим, 119:165, 146).

Слова младшего из коаним, служителя служителей Всевышнего, написавшего и подписавшего это во славу Всевышнего и Торы Его.

Перевод – рав П. Перлов

весь текст письма можно прочитать в статье Путь Торы

ПОДЕЛИТЬСЯ